Плотность дизельного топлива: от чего зависит, на что влияет
Плотность дизельного топлива определяет свойства и качества горючего. От этого параметра зависит расход, быстрота сгорания, температурные характеристики, энергетическая ценность, условия транспортировки и хранения.
Подробнее о плотности дизельного топлива — ниже.
Что такое плотность нефтепродукта
Плотность — это удельный вес топлива, который измеряют в кг/м3. То есть, это количество массы вещества в единице объёма. Этот показатель меняется в зависимости от состава горючего и температуры, при которой его измеряют. Также многое зависит от производителя. Средний показатель плотности — 830–860 кг/м3 при температуре около 20 градусов по Цельсию (в соответствии с ГОСТ 305-82).
Почему плотность нефтепродуктов настолько важна
Плотность — одна из тех характеристик, которые обеспечивают успешное сгорание топлива при различных температурах окружающей среды. Поэтому показатели для зимней и летней солярки отличаются.
Все виды дизельного топлива состоят из одних и тех же основных компонентов. Отличаются лишь пропорции.
Плотность — не постоянная величина. Она зависит от нескольких факторов.
От чего зависит плотность дизельного топлива
На плотность дизельного топлива влияют такие факторы:
-
Условия окружающей среды. Плотность дизельного топлива зависит от температуры, при которой оно хранится. Горючее густеет при охлаждении воздуха, поскольку происходит процесс конденсации. Поэтому плотность замеряют при стандартных условиях (15–20 градусах по Цельсию). В стандартах могут указывать и другие температуры.
-
Химический состав горючего. Например, большое количество ароматических углеводородов повышает плотность. Также на параметр влияют и различные примеси, загрязнители. Вода снижает КПД топлива, ухудшает качество его горения.
Меньшее влияние на плотность дизельного топлива оказывает давление и влажность воздуха.
В ГОСТ 305-2013 прописаны основные требования к качеству солярки. Стандарт регулирует такие характеристики горючего:
-
цетановое число;
-
фракционный состав;
-
температуру вспышки;
-
кинетическую вязкость;
-
массовую долю серы, сероводорода;
-
содержание воды;
-
общее загрязнение и т. д.
Все эти компоненты непосредственно влияют на плотность дизельного топлива.
Влияет ли плотность дизельного топлива на его качество
От этого показателя зависит количество энергии, которая высвобождается при сгорании солярки. Поэтому чем больше плотность горючего — тем лучше. Соответственно, высококачественное дизельное топливо будет более плотным, чем дешёвое горючее, которое разбавляют различными присадками, водой.
Поскольку этот показатель зависит от температуры, то плотность зимнего топлива обычно меньше, чем у летнего. Объясняется это просто: при снижении температуры состав загустевает. Наименьший показатель — у арктического дизеля, который предназначен для экстремально низких температур.
По этой причине зимнее топливо обычно стоит на 20–50% дороже в сравнении с летними марками.
Летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо
В ГОСТ 305-2013 прописаны четыре вида горючего:
-
Летнее дизельное топливо (маркировка «Л»). Предельная плотность при температуре 15 градусов Цельсия — не более 864,4 кг/м3. Это горючее применяют в летне-осенний период. Минимальная температура, при которой можно использовать такую солярку –5 градусов по Цельсию.
-
Межсезонное дизельное топливо (маркировка «Е»). Максимальная плотность не более 863,4 кг/м3 при температуре 15 градусов Цельсия. Горючее для умеренных зим, когда температура воздуха не опускается ниже –15 градусов.
-
Зимнее дизельное топливо (маркировка «З»). Предельная плотность — 843,4 кг/м3 при температуре 15 градусов Цельсия. Это горючее можно использовать во время холодных российских зим, когда температура опускается до –25 градусов. Есть варианты, которые рассчитаны на более суровые условия — до –35 градусов.
-
Арктическое дизельное топливо (маркировка «А»). Горючее с максимальной плотностью 833,5 кг/м3. Его можно использовать при экстремально низких температурах — до –55 градусов Цельсия.
По умолчанию нижний предел плотности для дизельного топлива — 800 кг/м3. Но ГОСТ не устанавливает минимальных значений, потому этот показатель у разных производителей может отличаться.
Почему для зимы нужно специальное дизельное топливо
Парафины, которые входят в состав солярки, кристаллизуются при отрицательных температурах. Структура горючего становится более вязкой, блокирует топливный фильтр. Результат — невозможно запустить мотор. Решить проблему может специальный размораживатель дизельного топлива.
Поэтому нужно выбирать дизельное топливо в соответствии с температурой окружающей среды. За зимнюю солярку придётся доплатить, но такое горючее — гарантия быстрого запуска двигателя при минусовой температуре.