Расширенная гарантия на шины

Присадки в топливо: что это такое, какие бывают, польза и вред

Бензин — сложная смесь углеводородов. В состав топлива входят специальные компоненты, которые улучшают качество итогового продукта. Их добавляют производители. Но есть присадки в топливо, использовать которые владельцам авто можно самостоятельно. Такие компоненты улучшают качество бензина, предотвращают различные проблемы в работе ДВС.

Зачем нужны присадки в топливо

По заявлению производителей, присадки позволяют достичь таких эффектов:

  • вытеснение воды из топлива;

  • защита внутренних компонентов ДВС от коррозии;

  • повышение качества топлива, в частности, октанового числа;

  • улучшение условий работы мотора;

  • выведение загрязнений из системы.

Присадки, которые повышают октановое число топлива — это отдельная группа добавок. Их основное предназначение — не защита ДВС, а снижение расхода горючего, обеспечение безотказного пуска мотора, улучшение динамики. Такие составы можно использовать на постоянной основе.

Специалисты рекомендуют применять присадки как профилактические средства. Они облегчают работу двигателя и предотвращают загрязнения и поломки. Но если топливная система уже загрязнена, то эту ситуацию добавлением присадок не исправишь. Ввиду химической инертности такие компоненты не способны расщепить твёрдые частицы, такие как ржавчина и грязь. Напротив, эти загрязнители будут двигаться по топливной системе и вместе с присадками забивать каналы. Это может привести к серьёзной поломке. Поэтому перед использованием присадок желательно помыть бак. Именно здесь оседает максимальное количество загрязнений.

Не стоит использовать дешёвые составы от малоизвестных фирм — они могут нанести вред топливной системе, в особенности если она уже засорена.

Качественные присадки рекомендуют использовать регулярно — не реже, чем каждые 20–30 тысяч километров пробега.

Виды присадок в топливо

Присадки можно разделить на три группы:

  1. Чистящие. Удаляют из системы отложения смолистых соединений и нестабильных компонентов топлива, очищают поршневые кольца, впускные клапаны, камеры сгорания.

  2. Осушители. Удаляют влагу из низкокачественного топлива. Также убирают конденсат, который скапливается на поверхности бензобака. Чтобы предотвратить появление конденсата, бак рекомендуют держать полным, в особенности, при низких температурах.

  3. Октан-корректоры. Повышают октановое число топлива до 20 единиц, снижают явление детонации. Используют соединения на основе марганца, железа, метил-третбутилового эфира.

В качестве осушителя многие автомобилисты используют изопропиловый спирт. Его добавляют в пропорции 100 грамм на 20 литров горючего. Этот компонент «впитывает» влагу, после чего сгорает вместе с бензином. Он также обеспечивает дополнительный эффект — очищает свечи.

Свойства присадок

У каждой из таких присадок сложный химический состав, поэтому крайне нежелательно использовать несколько средств одновременно. При переходе с одного состава на другой нужно какое-то время поездить на чистом бензине, чтобы предыдущий модификатор полностью вышел из системы.

Безвредные присадки

Это современные комбинированные препараты от известных производителей. К таким присадкам относится нейтрализатор воды LAVR Ln 2103.

Обычно в состав средств входят активные моющие компоненты, осушители влаги и ингибиторы коррозии. Если следовать инструкции по применению, то двигатель получает комплексный уход без негативных последствий. Присадки разрыхляют и растворяют лаковые накопления, нагар, осадки. Эти примеси поступают в цилиндр, где сгорают вместе с топливом.

Важно следить за дозировкой таких компонентов. Не следует превышать пропорцию 1:10, иначе запустить двигатель не удастся.

Присадки, которые нужно использовать с осторожностью

Метил-третбутиловый эфир или МТБЭ — этот компонент с высоким октановым числом, которое превышает 100 единиц. Он очень полезен для ДВС, поскольку обеспечивает полное сгорание бензина, снижает выброс CO.

Важно не превышать дозировку вещества (1,5 литра на 10 литров горючего). Иначе мощность мотора упадёт, а бензин начнёт разъедать уплотнители, ускорит коррозионные процессы в топливной системе.

Монометилаланин или ММА — это также полезный, но достаточно опасный компонент. В нормальных дозах он снижает риск детонации топлива. Но не следует заливать в бак более 0,13 литра ММА на 10 литров бензина. Иначе появится большое количество нагара и осадка, что негативно скажется на работе клапанов. Также монометилаланин — смертельный яд для человека.

Присадки, у которых больше минусов, чем плюсов

Есть целый ряд популярных присадок, которые приносят меньше пользы, чем вреда:

  1. Тетраэтилсвинец или этил. Вещество снижает шум и дымность, которые возникают при работе ДВС, повышает мощность мотора. Этил повышает качество топлива — в частности, устойчивость к самовоспламенению. Поскольку компонент оказывает сильное влияние на топливо, его применяют при изготовлении бензина-фальсификата. Однако это отравляющее вещество для людей: может вызвать инвалидность и привести к летальному исходу.

  2. Нафталин. Если добавить 500 грамм присадки в 10 л бензина, то вы получите 95-й бензин из 92-го. Однако вещество провоцирует онкологические заболевания. При его использовании увеличивается количество нагара и вредных выхлопов. Также нафталин кристаллизуется, и этот осадок снижает проходимость через шланги, блокирует фильтры.

  3. Спирт. Поднять октановое число до восьми единиц можно, если налить в 10 литров бензина 2 литра этанола. При этом повышается КПД и мощность двигателя, улучшается процесс сгорания. Но если спирт применять регулярно, он полностью разъест в моторе прокладки. Превышение дозировки также нежелательно. В этом случае снизится октановое число, появится детонация и стук клапанов.

  4. Метилбутиловый эфир (ацетон). В небольших дозах этот компонент повышает октановое число. Однако его добавляют и при производстве горючего, поэтому владелец авто рискует превысить разрешённую дозировку. Это чревато падением октанового числа топлива. Также могут образоваться потенциально опасные соединения.

  5. Марганец. Ещё один компонент, который повышает октановое число бензина. Главное — не использовать его регулярно, поскольку длительное воздействие марганца выводит из строя свечи, снижает мощность мотора, окрашивает выхлопные газы в тёмный оттенок.

  6. Ферроцен. Компонент повышает октановое число до 5 единиц. Недостатки: снижение срока эксплуатации мотора. На цилиндрах и свечах появляется красный нагар.

  7. Бензол, толуол. Ароматические углеводы повышают октановое число до 10 единиц. Но это компоненты со значительной растворяющей силой, которые постепенно разъедают эластичные детали топливной системы и запускают быстрые коррозионные процессы.

Если добавить в горючее плохого качества большое число толуола или бензола, то может произойти самовозгорание автомобиля. Причина — чрезмерное повышение электропроводности горючего.

Добавлять ли присадки в бензин — решение каждого водителя. Но здесь нужно учитывать не только целесообразность, но и возможный вред от таких действий.