Профилактика тормозной системы перед наступлением зимы
Чтобы увереннее чувствовать себя на зимней дороге, нужно подготовить машину, в том числе — провести профилактику тормозной системы. Это можно сделать самому или на СТО.
Осмотреть тормозной механизм проще всего во время смены резины. На что стоит обратить внимание:
-
на остаточную толщину колодок — не меньше 2–3 мм, но ориентируйтесь на рекомендации производителя;
-
состояние поверхности и износ тормозного диска — не должно быть борозд, царапин и неровностей;
-
наличие трещин и дефектов резиновых шлангов и пыльников;
-
состояние датчиков ABS, ESP — лампочки на приборной панели не должны гореть постоянно после запуска двигателя;
-
на элементы стояночного тормоза и его работу — на троссах и соединениях не должно быть износа, коррозии или повреждений, все рычаги должны быть прочно закреплены.
И конечно, не забудьте проверить уровень и состояние тормозной жидкости.
Когда нужно менять тормозную жидкость
По регламенту тормозную жидкость меняют каждые 30-50 тыс. км. пробега или примерно через 2-3 года.
Определить, что жидкость пора заменить, можно и самому. Для этого визуально оцените качество жидкости в расширительном бачке. Нормальная рабочая жидкость прозрачная, без примесей и разводов.
Если жидкости более двух лет, перед началом зимы её нужно будет заменить, даже если вы ещё не проехали регламентированное расстояние.
Какую жидкость выбрать для замены
Основа почти всех тормозных жидкостей — полиэтиленгликоль. Его главная проблема — гигроскопичность, т. е. жидкость легко впитывает в себя влагу из воздуха.
Чем это плохо для автомобиля?
По мере накопления воды в жидкости, температура её кипения снижается, что может привести к «закипанию». Образующийся пар, в отличие от жидкости, легко сжимается. Водитель давит на педаль газа, а машина продолжает двигаться с той же скоростью.
Зимой влага, попадая в трубопроводы, может собираться в капли и замерзать. Кристаллики льда легко порвут резиновые шланги или закупорят их. Давление не будет распространяться с нормальной скоростью, тормоза будут срабатывать с задержкой.
Особенно опасно, если задержка в колёсах будет разной, это может привести к заносу.
Качественно определить состояние новой тормозной жидкости «на глаз» не получится. Поэтому не стоит покупать её в сомнительных магазинчиках и палатках, на рынках вдоль дорог. На своей безопасности лучше не экономить, а обратиться к официальным продавцам или в крупные автомагазины. Ведь некачественная тормозная жидкость может привести к поломке и отказу тормозов уже через пару часов езды.
Для современных автомобилей подходит тормозная жидкость класса DOT-3 и DOT-4. Жидкость более низких классов лучше не покупать.
Жидкость нового поколения DOT-5 изготовлена на основе силикона и обладает водоотталкивающими свойствами. Но она не так популярна из-за ряда недостатков:
-
своей дороговизны;
-
её нельзя использовать в автомобилях с системой ABS;
-
растворяет в себе влагу, которая затем скапливается в суппортах и рабочих цилиндрах.
Но учёные и инженеры постоянно ищут возможность улучшить свойства тормозной жидкости. Новая разработка DOT-5.1/ABS на основе гликоля, содержит в себе и силикон, и подходит и для машин с ABS. У неё высокая точка кипения, пакет качественных антикоррозийных присадок и хорошие смазывающие свойства.
В целом, при выборе жидкости ориентируйтесь на рекомендации по эксплуатации к вашему автомобилю. Помните, что чем ниже DOT, тем быстрее жидкость загустеет на морозе. Хотя, даже жидкость DOT-3 сохраняет текучесть до -40⁰С.
Как заменить тормозную жидкость
Лучше менять тормозную жидкость на СТО. В сервисе это сделают опытные механики.
Конечно, заменить жидкость можно и самому. Сама замена достаточно проста: слить старую, залить новую. Но при замене важно, чтобы в тормоза не попал воздух, а для этого систему нужно «прокачивать». Эта процедура требует определенных навыков, затратна по времени и нужен помощник. Если у вас нет достаточного опыта и вы не уверены, что сможете сделать все правильно и качественно, то лучше не рисковать.
На СТО замену проводят на специальном оборудовании. Жидкость заливают под давлением, что исключает попадание воздуха.
Как чувствовать себя увереннее на зимней дороге
Даже если тормоза автомобиля в идеальном состоянии, вы подготовили их к зиме, залили свежую тормозную жидкость, придерживайтесь нескольких приёмов управления на зимней дороге:
Главный совет — сохраняйте дистанцию.
А лучше увеличьте ее в два раза по сравнению с летней. Тормозной путь зимой увеличивается и становится непредсказуемым.
-
На дороге с несколькими полосами старайтесь ехать чуть впереди или сзади от машин в соседних полосах. Это поможет избежать столкновения, если вдруг одну из машин занесёт.
-
Помните, что у светофоров, пешеходных переходов, на остановках общественного транспорта машины чаще тормозят и останавливаются. При этом снег разогревается и снова подмерзает. Образуются участки с наледью. Тормозить здесь нужно осторожно и лучше заранее сбросить скорость, чтобы не потерять управление.
-
Если на автомобиле нет системы ABS, нажимайте педаль тормоза короткими прерывистыми движениями, не выключая передачу.
-
Не ускоряйтесь и не тормозите в поворотах, особенно если на авто нет системы ESP. Зимой это часто приводит к потере контроля над автомобилем.
-
Старайтесь не тормозить на трамвайных путях или дорожной разметке. Здесь нет хорошего сцепления колёс с дорогой.
-
Во время ночной стоянки машина замерзает, на тормозных дисках образуется иней. Чтобы просушить и разогреть тормоза, выберите прямой участок дороги без машин и два-три раза притормозите на небольшой скорости. Это поможет восстановить эффективность торможения.
-
Осенью подготовьте машину к зиме, проведите профилактику всех систем, смените резину, поменяйте жидкости. Зимой соблюдайте нехитрые приемы безопасного вождения и эксплуатации автомобиля.
Наслаждайтесь поездками за рулём круглый год.